среда12 марта 2025
vesti.org.ua

Что делал запорожец за Дунаем? Узнайте о культовой украинской опере и её талантливом создателе.

Какими достижениями прославился украинский композитор, оперный певец и драматург Семен Гулак-Артемовский?
Что делал запорожец за Дунаем? Узнайте о культовой украинской опере и её талантливом создателе.

История украинской музыкальной культуры славится множеством шедевров мирового уровня. Одним из величайших произведений отечественных композиторов является культовая опера "Запорожец за Дунаем" (1863) Семена Гулака-Артемовского.

К моменту ее создания в Западной Европе уже были популярны образцы итальянской оперной школы, в частности, её ответвление — опера-буффа (шуточная опера). Среди самых известных композиторов этого жанра можно выделить итальянцев Джованни Перголези, Доменико Чимарозу, Гаэтано Доницетти, Джоаккино Россини и гениального австрийца Вольфганга Амадея Моцарта.

Однако произведение украинского композитора, оперного певца и драматурга Семена Гулака-Артемовского (1813—1873) и по сей день остается выдающимся примером лирико-комического театрального искусства, содержащим яркие элементы буффонады, но абсолютно национальным по своему духу.

Не только "Запорожец за Дунаем"

Семен Гулак-Артемовский родился 4 (16) февраля 1813 года на хуторе Гулаковщина недалеко от города Городище Черкасской области, в семье священника Покровской церкви Степана Гулака-Артемовского и его супруги Варвары. Его отец был прямым потомком Ивана Гулака – наказного полковника, генерального обозного Войска Запорожского времен гетманства Петра Дорошенко и Ивана Самойловича – Ивана Гулака. Дядя Семена, Петр Гулак-Артемовский, был известным украинским культурно-образовательным деятелем и поэтом-баснописцем, а также ректором Харьковского университета.

После учебы в Киевском уездном духовном училище и семинарии, талантливый юноша с уникальным голосом начал петь в митрополичьем хоре при Софийском соборе и хоре Михайловского Златоверхого монастыря.

Киевское духовное училище

Позже Семен переехал в Санкт-Петербург, где по рекомендации российского композитора Михаила Глинки начал петь в придворной капелле. Вскоре он занял ведущие роли среди солистов и начал давать сольные концерты.

Следующим этапом в жизни молодого таланта стала поездка в Италию и Францию, где он обучался у лучших педагогов. Вернувшись в столицу, он начал выступать на сценах императорских театров, исполняя главные партии в российских и итальянских операх.

С ранних лет Семен Гулак-Артемовский был знаком с произведениями выдающихся украинских композиторов Артемия Веделя и Дмитрия Бортнянского. В конце 1840-х, чувствуя неразрывную связь с родной землей, он начал работать в композиторской сфере. Его наследие включает вокально-хореографический дивертисмент "Українське весілля" (1851) и водевиль "Ніч напередодні Іванового дня" (1852), а также обработки украинских народных мелодий, таких как песни "Спать мені не хочеться" и "Ой на горі та й женці жнуть". Как певец, он продолжал исполнять оперные арии и выступал в спектаклях драматических театров преимущественно украинского репертуара.

Семен Гулак-Артемовский. Фото 1860-х годов

В Санкт-Петербурге он встретил многих земляков. О его патриотических взглядах говорит крепкая дружба с Тарасом Шевченко. Известный украинский музыковед Мария Загайкевич писала: "Одно из самых интересных соло Гулака-Артемовского, посвященное Т. Шевченко, – оригинальная композиторская интерпретация народно-песенного текста "Стоїть явір над водою" – было впервые исполнено в спектакле "Солдат-чародей" ("Москаль-чарівник". Ред.) (1858). Следует отметить, что не только жанровая направленность, но и украинский характер произведений Гулака-Артемовского соответствовали репертуарной направленности Мариинского театра, где в многочисленных спектаклях (как, впрочем, и в городской жизни Петербурга) часто звучали украинские мотивы" ("Історія української культури". Т. 4, Кн. 2).

Эта пьеса "отца новой украинской литературы" Ивана Котляревского имела огромный успех на ведущих сценах Санкт-Петербурга и Москвы.

Следующим этапом в творчестве композитора и певца стала работа над национальной оперой "Запорожец за Дунаем", написанной по собственному либретто в 1862 году и впервые поставленной в следующем году на сцене столичного Мариинского театра.

Титульная страница либретто оперы Семена Гулака-Артемовского Запорожец за Дунаем. 1863 год

С большим успехом прошло 13 спектаклей, однако в это время бушевало Польское восстание 1863—1864 годов, и царская власть, опасаясь подъема национального самосознания украинцев (которых называли малороссами), фактически запретила новые постановки оперы; как неожиданное исключение, 6 октября 1864 года состоялся спектакль в Большом театре в Москве. Окончательный вердикт опере был подписан после принятия украинофобских по своей сути Валуевского циркуляра 18 (30) июля 1863 года, а также Эмского указа царя-"реформатора" Александра II от 18 (30) мая 1876 года. Власти империи усмотрели в этом угрозу "обособления малороссийской народности".

Лишь в 1884 году произошло, можно сказать, второе рождение оперы: постановку осуществила знаменитая труппа Михаила Старицкого; на сцене выступали настоящие корифеи украинского театра – Мария Заньковецкая, Марко Кропивницкий и Мария Садовская-Барилотти.

Задунайские казаки – кто они

Опера "Запорожец за Дунаем" является глубоко национальным произведением и повествует о жизни и быте бывших запорожских казаков, которые после притеснений со стороны российских властей и уничтожения Запорожской Сечи в июне 1775 года начали оседать в устьях Дуная и Днестра на территории Османской империи. Казаки, в большинстве своем, небольшими группами вместе с семьями добирались до этих земель морским и сухопутным путем. Султанское правительство не препятствовало миграции, желая использовать их в своих интересах. Украинские казаки получали плату и продовольствие за исполнение воинской повинности. Они в основном занимались рыболовством и реже земледелием.

Задунайский казак. Художник Сергей Васильковский, 1900 год

К концу 1778 года Задунайская Сечь насчитывала 12 тысяч человек. Оба государства – Османская и Российская империи – пытались подчинить себе задунайских казаков, часто прибегая к насилию. Так, турки-османы использовали для этого некрасовцев-липован, российских беглецов-раскольников, которые находились в постоянном конфликте с украинцами. В самом начале русско-турецкой войны 1828—1829 годов небольшая группа задунайских казаков (796 человек – вместе с семьями) во главе с последним кошевым Осипом Гладким вышла в пределы России. Это была тайная операция с участием российских разведчиков (впрочем, в опере Гулака-Артемовского этот эпизод представлен как осознанный выбор большинства украинцев в пользу возвращения на родину под власть московского царя). На самом деле большая часть задунайцев осталась в Османской империи, и их потомки по сей день живут в юго-восточной части современной Румынии…

Самая популярная украинская опера

В целом эта опера, состоящая из 22