вторник21 января 2025
vesti.org.ua

Александр Усс – «страшный сон» ставший реальностью

00:04 17-04-2023

Кто инициировал информационный «наезд» Толоконского на красноярского губернатора?

Политические оппоненты организовали очередную информационную атаку на красноярского губернатора Александра Усса. На этот раз он подвергся жесткой критике со стороны своего предшественника, действующего советника главы Новосибирской области Виктора Толоконского, в комментариях красноярскому «8 каналу» описавшего все минусы действующей краевой власти и заявившего, что губернаторство Усса не могло ему присниться «даже в страшном сне». Это уже далеко не первая информационная компания против главы региона: ранее с той же целью использовались разоблачения руководившей краевой Счетной палатой Татьяны Давыденко , по мнению экспертов действовавшей в интересах бизнесменов Владимира Потанина и Анатолия Быкова. Сегодня Толоконский высказывает категорическое неприятие политики Усса в отношении «Норникеля» и его симпатий к «Русалу», вспоминая о собственной «конструктивной позиции» в этом вопросе. Сам Усс дает массу поводов для критики недоброжелателям, в первую очередь, связанной с высоким уровнем коррупции в его администрации и возбуждением ряда громких уголовных дел, в том числе, связанных с выполнением бюджетных подрядов. Известно, что многомиллионные контракты получают не только коммерческие структуры бизнесмена Владимира Егорова, известного в Красноярске как «кошелек губернатора», но также угольные и девелоперские компании, принадлежащие сыну главы региона Артему Уссу. Сам Александр Усс декларирует доходы в десятки миллионов рублей, что опять же вызывает обоснованную критику со стороны не только СМИ и общественности, но и таких недоброжелателей, как тот же Толоконский.

Откровения экс-губернатора Толоконского

Экс-полпред президента в Сибирском федеральном округе и бывший красноярский губернатор Виктор Толоконский решил нанести «информационную пощечину» действующему главе региона Александру Уссу: в недавнем интервью журналисту Дмитрию Полушину он вспоминал об обстоятельствах своей отставки, рассказал о негативных аспектах в развитии края, посокрушался по поводу корпоративных конфликтов «Русала» и «Норильского никеля», а кроме того, жестко прошелся по бизнесу близких родственников Усса.

Напомним, что Толоконский ушел в отставку в сентябре 2017 года. В июле 2020-го он был назначен общественным советником губернатора Новосибирской области Андрея Травникова, а до этого стал советником Эдуарда Тарана – одиозного президента «РАТМ-холдинга», известного своей склонностью к недружественному поглощению облюбованных им предприятий (а проще говоря – рейдерству). И вот Толоконский решил высказать свое мнение о непростых красноярских реалиях.

Говоря о действующей краевой власти, он констатировал, что она «тяготеет к «Русалу» и не очень конструктивно относятся к планам развития «Норильского никеля». «Это было и при мне – когда акционерами «Норникеля» были и Потанин, и Дерипаска, и позиция Дерипаски не всегда совпадала с позицией Потанина – это было, это было до меня. Я помню, полпредом приезжал, был в шоке от того, что весь Красноярск был завешан плакатами о том, кто больше для края сделал, «Русал» или «Норникель». Но я сразу дал всем ясный сигнал, что при мне никаких корпоративных конфликтов не будет, что власть будет занимать конструктивную позицию», – цитирует излияния Толоконского издание «Тайга. Инфо».

Иными словами, бывший глава региона прямо дает понять: при нем все было иначе, он бы такого не допустил и т.д. в том же духе. Но самое примечательное – это откровенно уничижительная характеристика, данная им действующему губернатору Уссу: «Если бы меня во время моей работы в Красноярске кто-то бы там спросил, а может ли Александр Викторович быть губернатором, я конечно бы сказал, что это даже в страшном сне не может присниться».

Губернатора Усса пытаются «уйти»

Что и говорить, Усса экс-губернатор знает давно и в прозвучавшей критике нет ничего удивительного. Гораздо более интересным выглядит контекст, в котором поданы фрагменты интервью, озвученные в репортаже красноярского «8 канала», как будто приуроченного к недавнему награждению Усса Орденом Александра Невского – наградой, вручаемой за особые личные заслуги перед государством.

«Усс просто грезил тем, чтобы занять кресло главы региона». «Идет уже пятый год. Стали ли мы жить в другом городе с экологической точки зрения? Конечно нет». «Загрязнение рек золотодобытчиками, регулярный разлив нефтепродуктов, масштабная незаконная вырубка лесов и т.д. Тем временем сам Усс вместо того, чтобы работать над устранением причин всех этих проблем продолжает красиво говорить, а параллельно – развивать семейный бизнес», – эти и другие фразы, сказанные в сюжете «8 канала» звучат политическим приговором.

С другой стороны, взаимные словесные пикировки Усса и Толоконского не являются чем-то новым. Так, после вступления в должность, действующий губернатор неоднократно подвергал резкой критике политику предшественника. Вот, например, как в ноябре 2017 года Усс высказывался о росте доходов краевого бюджета: «Рост бюджетных поступлений обусловлен благоприятным стечением обстоятельств, и абсолютно недопустимо использовать их для создания дымовой завесы, которая скрывает серьезные перекосы в экономике, недоработки в инвестполитике и порой весьма сомнительные управленческие решения».

Получается, что спустя четыре года Толоконский решил взять своеобразный реванш? Справедливости ради отметим: действующий губернатор регулярно подвергается информационным атакам, благо сам предоставляет для этого предостаточно поводов. Зимой-весной в СМИ появлялась информация о скорой возможной отставке Усса, однако тот не только не ушел с должности, но даже возглавил список «Единой России» на состоявшихся в сентябре выборах депутатов регионального Заксобрания.

Красноярская власть и «норильские олигархи»

Здесь будет уместным напомнить о громком скандале, произошедшем в конце мая 2019 года. Тогда с резкой критикой губернатора выступила председатель краевой Счетной палаты Татьяна Давыденко. Сначала в интервью известному журналисту Андрею Караулову, а затем в ходе сессии красноярского Заксобрания она рассказала о криминальном разгуле в лесной области региона: о незаконной вырубке, вывозе древесины в Китай, неспособности власти грамотно организовать борьбу с лесными пожарами, о многомиллионных финансовых потерях от сделок, заключаемых через заработавшую при Уссе товарно-сырьевую биржу и т.д.

Разоблачения получили федеральную огласку. В итоге председатель краевого правительства, первый замгубернатора Юрий Лапшин обвинил Давыденко в «предвзятости и непрофессионализме», связав ее пристальное внимание к лесной отрасли с наличием семейно-коммерческих интересов. Другой первый вице-губернатор и руководитель администрации Усса Сергей Пономаренко заявил о якобы имевшей место попытке вымогательства Карауловым денег с главы региона.

«Передача стала частью цикла передач, которые господин Караулов разместил в сети. Передачи были направлены на дискредитацию губернатора Красноярского края, в целом дискредитацию социально-экономической ситуации на территории региона. Перед выходом первой передачи Андрей Караулов звонил настойчиво в приемную губернатора. Я с ним переговорил, он, кстати, был весьма комплементарен в оценках губернатора, и предложил мне прямым текстом заплатить 2,4 млн рублей за то, чтобы передача, заказанная ему определенными политическими силами, не вышла в эфир. Никто ему платить не стал», – цитировало слова Пономаренко издание «Тайга. Инфо».

Анализируя ситуацию, эксперты высказывали мнение, что за Татьяной Давыденко могли стоять представители крупных финансово-промышленных групп, организовавшие информационную атаку на Усса с целью добиться его отставки. Среди потенциальных заказчиков назывались «Норникель» Владимира Потанина, а также люди из близкого окружения «авторитетного» бизнесмена Анатолия Быкова, арест которого якобы мог быть пролоббирован Уссом.

В СМИ неоднократно появлялись публикации, рассказывающие о напряженных отношениях главы региона и основного владельца «Норникеля», хотя сам губернатор категорически отрицает наличие конфликта. Тем не менее, издание «Октагон» писало об усилении противостояния, имевшем место сразу после прошлогодней экологической катастрофы, связанной с утечкой дизельного топлива на ТЭЦ-3 в Норильске. Ситуацию тогда «подогревали» некоторые влиятельные политики федерального масштаба.

«Надо восстановить вертикаль власти в Красноярском крае. Это что такое, когда губернатор и правительство края не имеют никакого влияния на Норильск. Это олигархия такая на муниципальном уровне – свой заводик, свой мэр, свои депутаты, бюджет Норильска, бесконтрольный от краевых властей. Это что такое?», – заявила на пленарном заседании Совета Федерации спикер верхней палаты Валентина Матвиенко.

Толоконский «играет» по сценарию Потанина?

Возвращаясь к главному сегодняшнему критику красноярской власти экс-губернатору Виктору Толоконскому, напомним, что, говоря о его отставке, СМИ отмечали: в Красноярске он всегда воспринимался как «варяг», представитель «новосибирской» команды, так и не сумевший наладить конструктивного взаимодействия с местными элитами.

Тем не менее, складывается впечатление, что в последующие годы ситуация претерпела определенные изменения. Несмотря на то, что в комментарии «8 каналу» Толоконский всячески пытается представить себя «миротворцем», прикладывавшим максимум усилий для примирения Олега Дерипаски и Владимира Потанина, в последнее время он определенно делает «реверансы» в сторону последнего:

«В Красноярском крае функционирует немало бизнес-структур мирового уровня. «Норникель» – лидер, ведущее предприятие, которое во многом определяет и историю, и настоящее, и самое главное, на мой взгляд, будущее территории...

... Не люблю оценивать работу нынешнего или других губернаторов края, с которыми меня связывает немало личного. Тем не менее, противостояние власти региона по отношению к «Норникелю» вызывает, мягко говоря, непонимание. По большому счету оно демонстрирует, что высшее руководство территории тормозит ее развитие, а в чем-то и подрывает основы будущего», – рассказывал Толоконский в интервью изданию «Континент Сибирь», подчеркнув, что краевой власти «пора переходить от конфронтации к эффективному сотрудничеству с бизнесом».

Не исключено, что сам бывший глава региона учел прежние ошибки и уже нашел общий язык кое с кем из представителей «норильской олигархии», заинтересованных в смене регионального руководства и решивших в очередной раз проверить Усса на прочность.

Коммерческие «приоритеты» губернатора Усса

Впрочем, несмотря на кажущуюся «непотопляемость», слабых сторон в правлении Усса предостаточно. Своеобразным подтверждением правоты разоблачений Татьяной Давыденко стал прошлогодний арест бывшего министра лесного хозяйства Красноярского края Дмитрия Маслодудова, обвиняемого в получении взяток в общей сложности на 3,5 млн рублей за покровительство специализировавшейся на лесозаготовках компании «Краслесторг», одним из бенефициаров которой являлся родной брат чиновника Юрий Маслодудов.

Кроме того, фамилия экс-министра неоднократно звучала в ходе расследования деятельности скандально известной секты «Церковь последнего завета» Сергея Торопа (Виссариона), арестованного в сентябре 2020 года. Как установило следствие, связанные с сектой предприниматели получали контракты на возведение объектов к красноярской Универсиаде-2019. Также имело место финансирование из регионального бюджета действовавшей при секте школы «Истоки»; кроме того, сектанты принимали активное участие в строительстве заимок для отдыха красноярской элиты.

Неоднократными скандалами заканчивалось сотрудничество администрации Усса со строительными структурами красноярского бизнесмена Владимира Егорова, владельца крупной девелоперской компании «Сибиряк», объем госконтрактов которой на сегодняшний день превышает 46,5 млрд рублей. Вот только некачественное исполнение «Сибиряком» бюджетных подрядов не раз приводило к судебным разбирательствам и даже уголовным делам.

В частности, в минувшем апреле силовиками был арестован Константин Егоров – сын владельца «Сибиряка», занимавший должность исполнительного директора компании. Ему инкриминируется хищение 112 млн рублей при исполнении контракта на поставку медицинского оборудования в Красноярскую краевую клиническую больницу. Позже вскрылись махинации с закупками корейских дефибрилляторов-мониторов стоимостью 13 миллионов. Происходящее, тем не менее, не мешает компаниям, принадлежащим семейству Егорова, получать новые многомиллионные подряды и это не удивительно: за бизнесменом давно закрепилось прозвище «кошелька» губернатора Усса.

Заметим, что на бюджетных подрядах плотно сидит бизнес самого губернаторского семейства. Так, портфель контрактов специализирующейся на добыче угля компании «Сибуголь», в число совладельцев которой входит сын главы региона Артем Усс, превышает 728 млн рублей. По итогам прошлого года выручка предприятия составила 2,5 миллиарда, прибыль – 375 млн рублей. Еще один прибыльный актив Усса-младшего – строительная фирма «Новый город»: в 2020 году при выручке 2,4 миллиарда она принесла прибыль в размере 42,5 миллиона. Объем полученных компанией бюджетных подрядов составляет почти 414 млн рублей.

Скромнее идет бизнес у жены губернатора Людмилы Усс: на сегодняшний день ей официально принадлежит всего одна коммерческая структура – занимающееся арендой и управлением имуществом ООО «Сибирская альтернатива». В прошлом году при выручке в 1,1 млн рублей предприятие принесло прибыль в размере 612 тыс. Тем не менее, из официальной отчетности главы региона следует: в 2020 году доход его супруги составил 16,3 миллиона. Сам Усс за отчетный период заработал 30,1 млн рублей; в собственности семейства находятся многочисленные земельные участки, жилые и нежилые здания, две квартиры и т.д.

Складывается впечатление, что красноярский губернатор давно расставил приоритеты и расклад сложился отнюдь не в пользу возглавляемого им региона. Вот только чрезмерное накопление семейных капиталов может выйти ему боком, так как стало одним из негативных факторов, к которым уже начали апеллировать его политические противники. И Виктор Толоконский также не прочь порассуждать о сомнительных «с позиций этики» коммерческих связях своего предшественника.