вторник18 февраля 2025
vesti.org.ua

"Ищете украинского Трампа?" Как решить проблему миллионов нелегальных оружий и какую ответственность несет государство?

Для упорядочивания оборота оружия необходим комплексный подход.
"Ищете украинского Трампа?" Как решить проблему миллионов нелегальных оружий и какую ответственность несет государство?

В 2024 году в Украине не произошло изменений в вопросе свободного владения оружием. Принятие закона, который должен хотя бы частично решить эту проблему, по-прежнему остается в подвешенном состоянии. Инициатива правоохранителей по декларированию оружия, находящегося в руках гражданских лиц во время войны, также оказалась неэффективной.

О перспективах законодательных изменений "Телеграф" поговорил с главой Украинской ассоциации владельцев оружия Георгием Учайкиным.

Чтобы предотвратить трафик оружия в Европу

- В августе прошлого года депутаты ВР проголосовали за изменения в законодательстве ( законопроект №9538 ), которые позволили гражданским лицам использовать найденное огнестрельное оружие и боеприпасы для защиты от агрессии РФ. На его основе был издан Приказ МВД, который регламентировал процесс декларирования, однако судя по информации в медиа, кампания оказалась не очень успешной. В чем, по вашему мнению, причина?

- Давайте уточним термины, так как в контексте этого законопроекта часто упоминали трофейное оружие, хотя это не имеет к нему никакого отношения. Трофей добывается в бою. Мы говорим исключительно о найденном гражданами оружии, то есть незарегистрированном, которого действительно много. Существовал временный закон "Об обеспечении участия гражданских лиц в защите Украины", который появился после хаотичной раздачи оружия из грузовиков в марте 2022 года. В августе 2024 года в него внесли изменения, обязывающие граждан декларировать такое полученное или найденное оружие и боеприпасы. Указано, что есть 90 дней после окончания войны для их сдачи государству. Если позже будет принят какой-либо закон, возможно, часть этого оружия останется у вас после прохождения соответствующей процедуры.

Таким образом, с юридической точки зрения и логики это выглядит как откровенная чепуха, потому что никто не отдаст инструмент, который может спасти его в наше неспокойное время. На мой взгляд, это была провальная инициатива с самого начала. Мы понимаем, почему они выбрали такой путь. Им не подходит принятие полноценного закона об оружии, так как это приведет к потере монополии, и они начали создавать нечто непонятное из "гомна и палок". Это действительно непонятно, так как ни в одной стране мира такой практики нет. Установленная практика заключается в том, что государство выкупает оружие у людей.

– Но против такого варианта есть аргумент, что у государства нет и вряд ли появится достаточно средств, ведь сейчас идет война.

– Я не хочу углубляться, но скажу, что они умудряются укладывать брусчатку и воровать деньги из бюджета. Вернемся к так называемой декларации. Я участвовал в работе национальной конференции под эгидой ОБСЕ в Киеве в декабре прошлого года. Общался с различными специалистами, включая международных партнеров. Их интересует только одно: чтобы не было трафика оружия из Украины в Евросоюз. Его действительно почти нет, разве что единичные случаи. Но вместо этого есть безумный, просто заоблачный внутренний "черный" рынок.

Так, за первый месяц кампании украинцы задекларировали всего 2000 единиц оружия, из которых в лучшем случае 10% были военными. Остальные – старые охотничьи ружья и тому подобное, то есть то, что никому не интересно. А за второй месяц – 780. Эти данные озвучил в интервью глава Нацполиции Украины Иван Выговский. Эти цифры на фоне миллионов незарегистрированных стволов выглядят забавно. Потребуется сотни лет, чтобы решить проблему таким образом. Мне известно, что была разнарядка на каждое подразделение разрешительной системы, и чтобы обеспечить показатели, "трясли" всех. Но автоматическое оружие и пистолеты никто не принёс.

- Что могло сработать? Наказание? Или все-таки только финансовое поощрение?

- Испугать украинцев, живущих под постоянной угрозой обстрелов, ответственностью невозможно. Решение проблемы – в комплексе мероприятий. Обычно населению предлагают продать государству незарегистрированное оружие и главное (!) – взрывчатые вещества. С последними все просто и понятно. Ты принес, например, гранату – получил, скажем, 500 гривен (тарифы должен установить Кабмин), и у тебя не спрашивают, откуда она. Главное, чтобы устройство не взорвалось и его изъяли. Так же и с оружием. Сейчас это выглядит так: у тебя есть автомат, тебе говорят, принеси, задекларируй и потом отдай, но ты думаешь, пусть лучше останется у меня на всякий случай. А если бы предложили продать его за 12 тысяч гривен – это уже интересно. Но это было бы интересно, только если бы ты знал, что существует закон, и ты можешь сдать ненужный автомат, получить деньги, а на них купить маленький пистолет для самозащиты. Все должно работать в комплексе.

Теперь посмотрим, есть ли деньги. Сначала долго обсуждали эти изменения в законопроекте, разрабатывали, согласовывали, а значит, тратили рабочее время депутатов. Стоимость этого процесса нам хорошо известна. Я не говорю о технических затратах на печать кип бумаги и т.п. Далее Министерство внутренних дел заказало рекламу на всех носителях – видео, аудио, бордах. Чуть ли не из каждого утюга звучали заявления, что декларирование сработает. Это было? Было. Кроме того, рассылались SMS всем абонентам мобильных операторов по несколько раз. Стоимость каждого сообщения – примерно 1 гривна. А эффект от этого оказался нулевым. Если бы у кого-то из экономистов было желание рассчитать коэффициент полезного действия всех этих шагов, они пришли бы к выводу, что проще выкупать оружие.

И в первую очередь необходимо принять нормальный закон об оружии, а не тот кастрированный, который предлагается, и тогда наказание, предусмотренное Уголовным кодексом Украины, имело бы смысл. Потому что гражданину можно было бы сказать: тебе созданы все условия, предложены деньги за незарегистрированное оружие, на которые ты можешь официально под надзором государства приобрести все, что нужно для защиты, а если ты этого не сделал, будешь отвечать. Это все сложный процесс.

Общество уже высказалось, услышали ли?

- Когда вы говорите о нормальном законе об оружии, очевидно, имеете в виду не законопроект №5708 "О праве на гражданское огнестрельное оружие", который никак не могут принять якобы из-за позиции МВД. По крайней мере, такое объяснение дают депутаты.

– С этим документом долгая история, он возник на основании Проекта Закона "Об оружии" №1222, разработанного специалистами и юридическими советниками Украинской ассоциации владельцев оружия еще несколько лет назад. Это фактически третья интерпретация нашего законопроекта, который уже кастрировали до невозможного состояния, и он все равно не будет работать. Это совершенно точно. При этом, кто у нас законодательный орган, а кто орган исполнительной власти?! Если депутаты не могут обеспечить проведение общественных слушаний, предметных парламентских обсуждений, разговоров со специалистами, кричащими о необходимости принятия закона, то, может, им нужно идти работать в МВД, а МВД – в Раду и принимать законы?!

Почему правоохранительное ведомство упорствует? Потому что они держатся за свою монополию на короткоствольное оружие и не хотят ее терять. За ней стоит несколько направлений, на которых они зарабатывают. Во-первых, это рынок вооруженных охранных услуг, который в Украине составляет примерно от 800 миллионов до 1 миллиарда долларов в год. То есть они понимают, за что борются. Я это понимаю, но, друзья, у вас катастрофа с "черным" оружием, у вас возник скандал в центре Киева с молодежью с оружием. Но они утверждают, что если этот закон будет принят, все начнут пить