“Украинская песня и устная словесность украинского народа вдохновили молодые умы Киева благословенной мыслью – вывести свою нацию из тьмы”, – эти слова принадлежат Пантелеймону Кулишу (1819—1897), выдающемуся украинцу – писателю, историку, фольклористу, переводчику и этнографу. Человеку, который в сотрудничестве с выдающимся физиком, профессором и ректором Немецкой высшей технической школы в Праге, галичанином Иваном Пулюем (разработчиком рентгеновской трубки!) опубликовал первый полный перевод Библии на украинский язык, используя древние первоисточники.
Пантелеймон Кулиш прожил долгую для своего времени жизнь: он умер на своем хуторе Мотроновка (ныне село Оленовка) на Нежинщине 2(14) февраля 1897 года, оставленный практически всеми друзьями из-за своего сложного и упрямого характера. Это стало трагедией его жизни. Тем временем Иван Франко считал Пантелеймона Александровича "перворядною зіркою" украинской литературы…
В начале своего творческого пути он был певцом романтики жизни и деяний казацкого сословия и стал автором первого украинского исторического романа "Черная рада. Хроника 1663 года". Первая редакция романа была написана в 1846 году (одновременно на украинском и русском языках), однако полный вариант был опубликован только в 1857 году из-за ареста автора по делу Кирилло-Мефодиевского братства, о чем будет сказано ниже.
Роман рассказывает о событиях времен Руины, а именно о "Черной раде" в окрестностях Нежина в конце июня 1663 года во время выборов гетмана Войска Запорожского на Левобережье, которые были созваны сюзереном Гетманщины, московским царем Алексеем Михайловичем. В результате бедные казаки и показаченные селяне выбрали промосковского популиста Ивана Брюховецкого с поддержкой Ивана Сирко. А против двух других кандидатов-старшин — Якима Сомко и Василия Золотаренко (шуринов и сподвижников гетмана Украины Богдана Хмельницкого) и их сторонников — развернулся террор. Сами они были убиты в сентябре того же года по обвинению в измене царю.
Рожденный в городке Воронеж Глуховского уезда на Черниговщине, Кулиш происходил из древних казацких семей, в которых, несмотря на жесткую русификаторскую политику имперской власти, сохранялись традиции украинского языка и культуры. Начальное образование он получил в родительском доме, затем в Новгород-Северском – в уездном училище и гимназии. Учился на философском и юридическом факультетах Киевского университета Святого Владимира.
С 1846 года работал в Киевской археографической комиссии. Среди его знакомых и сотрудников были Тарас Шевченко, выдающиеся украинские ученые-гуманитарии Михаил Максимович, Николай Костомаров, Николай Гулак, польский писатель-историк Михал Грабовский, журналист и общественный деятель Василий Белозерский (его родная сестра Александра стала женой Пантелеймона Кулиша, и вместе они прожили более 50 лет, несмотря на бурные романы мужа, среди которых был роман с писательницей Марко Вовчок). "Боярином", свидетелем жениха, на свадьбе был сам Тарас Шевченко…
Совсем скоро, в марте 1847 года, Пантелеймон Кулиш был арестован по делу тайной политической организации – Кирилло-Мефодиевского братства, которое возникло еще в 1845 году. Оно имело сугубо автономистский характер и акцентировало внимание на единстве славянских наций. Однако славянофильство "братчиков" отличалось от российского варианта – антизападного по духу, так как подчеркивало равноправное сотрудничество всех славянских народов и духовное возрождение Украины. Для россиян — представителей любых мировоззренческих течений в Российской империи такой подход был совершенно неприемлем. Кулиш был среди основателей братства, как и Георгий Андрузский, Костомаров, Шевченко, Белозерский и Гулак. После трех месяцев допросов его отправили на четыре месяца в Алексеевский равелин, а затем в ссылку в Вологду, где он должен был служить чиновником. После "искреннего раскаяния" Кулиш был переведен в Тулу, снова на службу в администрации губернатора. Тарасу Шевченко власти к обвинениям в участии в Братстве добавили еще одно, судьбоносное для нашего Пророка – в оскорблении царя и его супруги (во время обысков была найдена поэма "Сон"). Тарас Григорьевич по личному приказу царя был отправлен в солдаты на 10 лет…
В 1850 году Пантелеймон Кулиш по ходатайству супруги, земляка-сенатора Александра Кочубея и ректора Санкт-Петербургского университета Петра Плетнева по случаю 25-летия правления царя Николая I был помилован и переехал в столицу империи. Именно там, в конце 1850 года, он разработал украинское фонетическое правописание, получившее название "кулишовка". Все будущие варианты правописания нашего родного языка основывались на изобретении писателя и историка.
Кулиш стал одним из редакторов и постоянных авторов первого всеукраинского общественно-политического и литературно-художественного ежемесячного журнала "Основа" (1861—1862), который выходил в Санкт-Петербурге и способствовал на тот момент росту национального сознания украинцев. На его страницах были опубликованы произведения Тараса Шевченко, Пантелеймона Кулиша, Олексы Стороженко, Степана Руданского, Леонида Глебова, исторические и фольклорные исследования Павла Житецкого, Александра Лазаревского, Николая Костомарова… Авторы журнала еще несмело подчеркивали самобытность украинской нации и ее языка: им приходилось постоянно оглядываться на цензоров. Украинский писатель и переводчик Александр Конисский отмечал, что главной причиной закрытия журнала было то, что "Україна пішла значно далі, ніж сягає панське око "Основи".
Кулиш пытался наладить сотрудничество как с российскими чиновниками еще в начале своего творческого пути (в числе которых был печально известный русификатор Михаил Юзефович, в 1840-е годы еще либерал, способствовавший молодому писателю), так и с польскими панами-землевладельцами, которые оказали значительное влияние на Правобережье. Многие годы Кулиш поддерживал дружеские отношения с классиком польской исторической литературы Михалом Грабовским, считавшимся ренегатом в кругу соплеменников из-за своей поддержки российских властей.
В начале 1860-х годов у Кулиша произошла неожиданная для современников мировоззренческая эволюция: писатель и историк стал толковать историю Казачества как абсолютно непрерывный антигосударственный разгул насилия, дикого произвола "черной" массы:
Народе без пуття, без честі і поваги,
Без правди у завітах предків диких,
Ти, що постав з безумної одваги
Гірких п'яниць та розбишак великих!
Єдиний скарб у тебе — рідна мова,
<