Кому достаются миллиарды, выделенные на ремонт ростовских дорог.
Антимонопольное ведомство возбудило дело в отношении шести компаний из Ростовской и Волгоградской областей, подозреваемых в картельном сговоре при проведении торгов, связанных со строительством, содержанием и ремонтом дорог. Предварительно общая стоимость начальной цены контрактов 93-х закупочных процедур оценивается ФАС более чем в 20 млрд рублей. Среди участников картеля оказались фирмы «Т-Транс», «Ростовское ДСУ», «РостовАвтоДорСтрой», «Тацинское ДСУ» - постоянные подрядчики ростовского Минтранса, уже фигурировавшие в аферах с антиконкурентными соглашениями. В частности, в декабре прошлого года ФАС объявляла о проведении проверки в отношении крупнейших дорожно-строительных предприятий Ростовской области. Параллельно в региональном Минтрансе были проведены обыски, а вскоре в отставку ушел протеже губернатора Василия Голубева - министр строительства Сергей Куц. Увольнение чиновника связывали с тем, что в число владельцев «засветившихся» в картельном скандале компаний входят 74-летняя ростовская пенсионерка Лариса Куц и ее зять Павел Рогачкин. Их деловым партнером является Владислав Максименко – бывший заместитель мэра Ростова-на-Дону по дорожному хозяйству, который может способствовать получению «семейными предприятиями» Куц и Рогачкина солидных контрактов. ФАС неоднократно выявляла картельные схемы при организации торгов подчиненными Голубева; дорожная сфера остается одной из наиболее коррумпированных. Областным Минтрансом руководит замгубернатора Владимир Окунев, по итогам 2020 года ставший самым богатым чиновником регионального правительства. Ему удается сохранять должность даже несмотря на громкие скандалы, связанные с компаниями Куц, Рогачкина и Максименко. Ранее Окунев руководил ГУП «РостовАвтоДор», в минувшем апреле уличенным в антиконкурентном соглашении с ООО «Строитель». А в июле ФАС сообщала о выявленном картельном сговоре при проведении 24 электронных аукционов на поставку автотранспорта, участники которого реализовывали стратегию получившую громкое название «Таран».
Дорожный картель ценой в 20 миллиардов
После проведения внеплановых выездных проверок, ФАС возбудила дело в отношении шести коммерческих структур из Ростовской и Волгоградской областей, подозреваемых в картельном сговоре на торгах, связанных со строительством, содержанием и ремонтом дорог. Как следует из сообщения пресс-службы ведомства, речь идет о компаниях «Т-Транс», «Ростовское ДСУ», «РостовАвтоДорСтрой», «Таганрогское ДСУ», «Тацинское ДСУ» и «ВолгоградАвтоДорСтрой».
По предварительной оценке, общая стоимость начальных (максимальных) цен контрактов в 93-х закупочных процедурах превышает 20 млрд рублей. Между тем, еще в декабре прошлого года в ФАС объявили о планах проведения проверки крупнейших дорожно-строительных предприятий Ростовской области на предмет организации картеля при проведении торгов, в том числе, в рамках реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Тогда в центре внимания сотрудников антимонопольного ведомства оказались четыре из перечисленных выше организаций. Одновременно в СМИ появились публикации об обысках, проведенных силовиками в ростовском областном Минтрансе. Примечательно, что «Т-Транс», «Ростовское ДСУ» и «Тацинское ДСУ» входят в пятерку крупнейших поставщиков министерства, регулярно получающих многомиллионные подряды.
Так, портфель госконтрактов ООО «Т-Транс» превышает 25,6 млрд рублей, что выглядит просто удивительным для компании, зарегистрированной в декабре 2020 года. В октябре 2021-го единственным владельцем предприятия стал ростовский бизнесмен Павел Рогачкин, до этого таковым являлась Лариса Куц. Ей же принадлежат еще более 20 коммерческих структур, среди них – «Ростовское ДСУ», «Тацинское ДСУ», «ВолгоградАвтоДорСтрой» и «РостовАвтоДорСтрой». То есть, все те фирмы, которые уже неоднократно оказывались в поле зрения антимонопольного ведомства в связи с картельными махинациями.
Лариса Куц – реальный миллионер или номинал?
Из публикаций в прессе следует, что госпожа Куц – это пожилая ростовчанка в возрасте 73-74 лет, еще недавно жившая на скромную пенсию. Сегодня ей можно только позавидовать: во-первых, далеко не у каждого найдется столько энергии в преклонном возрасте; во-вторых, благодаря неожиданно открывшейся коммерческой жилке женщина буквально за 3-4 года сколотила многомиллионное состояние.
Судите сами. Только в 2021 году при выручке 1,5 млрд рублей, прибыль ООО «Ростовское ДСУ» составила 20,7 миллиона, стоимость активов – 364,5 миллиона. Портфель госконтрактов предприятия превышает 16,8 млрд рублей. Не хуже показатели у ООО «Тацинское ДСУ»: выручка за тот же период – 2,2 миллиарда, прибыль – 21,4 миллиона, стоимость активов – 243,4 миллиона, объем полученных контрактов – 12,5 млрд рублей. Обратим внимание: в число учредителей обеих коммерческих структур Лариса Куц вошла в феврале 2019 года.
Для того, чтобы картина «финансового успеха» стала окончательно ясна, приведем еще пару примеров. Так, оказавшееся в центре картельного скандала ООО «РостовАвтоДорСтрой» по итогам 2021 года задекларировало выручку в размере 1,8 миллиарда, прибыль в 121,7 миллионаи стоимость активов в 423,7 млн рублей. В общей сложности предприятие получило контрактов на 18,7 миллиарда.
Скромнее выглядит деятельность ООО «ВолгоградАвтоДорСтрой»: в том же году при выручке в 1,4 млрд рублей его прибыльсоставила 1,4 миллиона, стоимость активов – 82,8 миллиона; портфель контрактов – 11,1 млрд рублей. В первом случае Куц вошла в состав учредителей в декабре 2017-го, во втором– в феврале 2018 года.
Возникает закономерный вопрос: а не является ли ростовская пенсионерка банальный номиналом? И если так, то кто может быть бенефициаром компаний-подрядчиков с миллиардной выручкой? По странному совпадению Лариса Куц является однофамилицей бывшего министра строительства Ростовской области Сергея Куца. Того самого, который ушел в отставку по собственному желанию в минувшем январе – как раз на волне скандалов с проверками ФАС и обысками в региональном Минтрансе.
Сергей Куц считался протеже ростовского губернатора Василия Голубева. Точной информации о родственной связи между ним и Ларисой Куц нет, однако учитывая, что экс-чиновник долгое время работал в дорожно-ремонтных и строительных организация Ростова и Батайска, а затем руководил Управлением заказчика капстроительства Южного военного округа, у него могли присутствовать соответствующие коммерческие интересы.
Деловой партнер из бывших чиновников
Картельные схемы с участием ростовских дорожно-ремонтных организаций издание «Наша Версия» описывает следующим образом. Центральная роль отводилась ООО «Т-Транс», также заявки подавали, к примеру, «Ростовское ДСУ» и «ВолгоградАвтоДорСтрой».
Победителем неизменно оставался «Т-Транс», по минимуму снижавший первоначальную стоимость контракта. Заметим, что менее двух недель назад компания получила очередной крупный подряд ростовского Минтранса стоимостью 34 млн рублей на ремонт автодороги «Восточный обход г. Азова». А буквально несколькими днями ранее Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области заключил с «Т-Трансом» контракт на ремонт автодороги «Волгоград - Октябрьский - Котельниково - Зимовники - Сальс», цена которого превысила 500 миллионов. Возможно, эти контракты оказались в числе тех, что привлекли внимание ФАС?
Выше уже упоминалось, что с октября прошлого года единственным владельцем ООО «Т-Транс» стал Павел Рогачкин. Это зять Ларисы Куц; в сети можно найти его фото с губернатором Голубевы во время открытия дороги в ростовском аэропорту «Платов». В разное время Рогачкин выступал учредителем 25 коммерческих структур, часть которых на сегодняшний день ликвидированы. В число его давних бизнес-партнеров входит Владислав Максименко, в 2011-2014 гг. занимавший пост замглавы администрации Ростова-на-Дону по дорожному хозяйству, а до этого руководивший муниципальным Департаментом автомобильных дорог и МУ «Ростгоравтодор».
В настоящее время Максименко вместе с Ларисой Куц выступает совладельцем ООО «РостовАвтоДорСтрой», кроме того, он занимает пост директора этого предприятия. Ранее в число учредителей также входила Елена Рогачкина, которую СМИ называют женой Павла и, соответственно, дочерью Ларисы. Примечательно, что в минувшем декабре компаньоны зарегистрировали предприятие с абсолютно идентичным названием, одним из учредителей которого до недавнего времени был Рогачкин. Зачем потребовалось создавать второй «РостовАвтоДорСтрой» – можно только предполагать. Не исключено, что для проворачивания очередных «схематозов» с контрактами.
Присутствием Максименко в бизнесе семейства Куц-Рогачкиных можно объяснить финансовый успех предприятий, плотно сидящих на бюджетной «игле». Кстати, бывший чиновник отнюдь не держится «в тени». Так, в минувшем мае он выступил с резкой критикой проекта реконструкции ул. Вавилова в Ростове-на-Дону, предложив вместо этого более дорогостоящее «продление» ул. Оганова до ул. Нансена, связав, таким образом, центральную и северо-западную части города и перераспределив транспортные потоки. По словам бизнесмена, на этот случай уже частично готова проектно-сметная документация. Не лоббирует ли Максименко интересы принадлежащих ему коммерческих структур?
Антирейтинг для «команды Голубева»
Картельные скандалы давно перестали быть для ростовских чиновников чем-то из ряда вон выходящим. Складывается впечатление, что подчиненные губернатора Голубева поставили перед собой цель стать лидерами своеобразного «антирейтинга» ФАС. Напомним, что не далее, как в минувшем июле стало известно о выявлении антиконкурентного соглашения в ходе 24 электронных аукционов на поставку автотранспортных средств для заказчиков из десяти субъектов РФ. Используемая аферистами схема получила название «Таран», а незаконный доход превысил 79 млн рублей.
«Суть стратегии заключается в том, что участники картеля в течение короткого промежутка времени поочередно существенно снижали цену лота до тех пор, пока добросовестные участники аукциона, введенные в заблуждение, не отказывались от конкурентной борьбы», – говорилось в официальном сообщении антимонопольного ведомства.
В апреле фигурантами «картельного дела» стали ГУП «РостовАвтоДор» и ООО «Строитель», удерживавшие цены на торгах, связанных со строительством, ремонтом и содержанием автомобильных дорог в регионе. Речь шла о контрактах более чем на 1,9 млрд рублей, причем часть средств выделялась в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
Ранее должность директора «РостовАвтоДора» занимал Владимир Окунев – действующий замгубернатора и глава регионального Минтранса. По итогам 2020 года он задекларировал доход в размере 17,3 млн рублейи был признан самым богатым министром в областном правительстве. Именно Окунева ростовчане периодически «благодарят» за отвратительное состояние дорог в регионе, в том числе, федеральной трассы М-4 «Дон», асфальтовое покрытие которой минувшей зимой они характеризовали не иначе, как «позор» и «мрак».
Тогда же, в апреле был установлен факт антиконкурентного соглашения между МУП «Водоканал» Волгодонска и ООО «ПолимерТехМонтаж», следствием которого стал полученный компанией без проведения торгов подряд на работы по восстановлению аварийного участка канализации стоимостью 181,2 млн рублей. Практически одновременно участниками картеля при закупке медицинских кроватей Управлением здравоохранения Ростова-на-Дону были признаны компании «Территория красоты» и «Стармед», искусственно завышавшие стоимость продукции, поставлявшейся через цепочку посредников. Спрашивается, не много ли для одного весеннего месяца?
Вывод напрашивается сам собой: «команда Голубева» совместно с «фаворитами» из числа подрядчиков успешно «осваивает» бюджетные миллиарды, причем не последнюю роль в этом процессе играют подчиненные главы областного Минтранса Окунева, ведомство которого регулярно выбирает поставщиков из числа компаний, неоднократно «светившихся» в антиконкурентных скандалах. Сойдет ли очередной «дорожный картель» с рук близкому соратнику ростовского губернатора?